Новый финансовый год неизменно приносит украинским гражданам подарки, причем не все из них приятные. Однако в этом году Министерство социальной политики Украины превзошло своих предшественников, огорчив всеукраинские общественные организации людей с инвалидностью предполагаемыми изменениями в Порядке их финансирования. Прикрываясь лозунгами о «равенстве и недискриминации», «соблюдении международных стандартов» и прочими, чиновники Министерства предложили внести изменения в Постановление № 183 от 14 марта 2017 года, которым регламентируются принципы предоставления всеукраинским организациям граждан с инвалидностью государственной финансовой поддержки. До 2019 года включительно каждая общественная организация людей с инвалидностью, имевшая всеукраинский статус, могла подать свой проект в Фонд социальной защиты людей с инвалидностью и, при соблюдении целого ряда условий, оговоренных в Постановлении, получить от государства финансовую поддержку.   Выполнение проекта (а точнее – отдельных мероприятий, из которых состоял проект, продолжалось в течение календарного года и, в числе прочих расходов, предусматривало оплату штатных сотрудников организации, аренды помещений для осуществления уставной деятельности организации, коммунальных услуг и некоторых других расходов.   Безусловно, и в этом случае существовали, так сказать, элитные организации, такие как Украинское общество слепых (УТОС), Украинское общество глухих (УТОГ), Национальная Ассамблея людей с инвалидностью (НАИУ), финансирование которых осуществлялось по защищенной статье бюджета. Однако в целом процесс распределения бюджетных средств был довольно прозрачным и условно демократичным.

Какие же изменения были предложены Министерством социальной политики и почему они так возмутили общественность? Согласно этим изменениям, под юрисдикцию Постановления № 183 подпадают только 4 организации людей с инвалидностью, которые и без того финансируются отдельной бюджетной строкой. Более того – одна из них, Национальная Ассамблея людей с инвалидностью Украины (НАИУ), по сути, является не организацией людей с инвалидностью, а объединением таких организаций. Но и это еще не все. Это объединение было создано продолжает курироваться бывшим народным депутатом Украины, а ныне – Уполномоченным Президента Украины, Валерием Сушкевичем. В случае принятия изменений, предложенных Министерством социальной политки Украины, они узаконят факт политической, и не только, коррупции в части гражданского общества, представляющего интересы людей с инвалидностью. А, учитывая то, что на финансовая поддержка вышеперечисленных организаций выделена в размере 85% от общей суммы, мы можем говорить о целеустремленной политике, направленной на монополизацию права единолично представлять интересы людей с инвалидностью в Украине, выступая от их имени. По сути, деятельность Валерия Сушкевича, начиная с 90-х годов ХХ века превратилось в строительство инвалидного «государства в государстве», в условиях которого бывший общественный деятель, бывший народный депутат нескольких созывов, а ныне – человек, по роду деятельности представляющий интересы всех людей с инвалидностью, сумел выстроить четкие коррупционные схемы, направленные на использование государственных средств в личных целях. Именно негласное руководство финансовыми потоками, официально направляемыми   на финансовую поддержку общественных организаций людей с инвалидностью, а также на поддержку параолимийских видов спорта, позволило превратиться в миллионера  бывшему народному депутату, а позже – чиновнику с фиксированной заработной платой, ни дня не занимавшемуся бизнесом. Мы не будем обсуждать многочисленную информацию из социальных сетей о недвижимости, личном состоянии и прочем упомянутого выше лица. Хотелось бы задать лишь один вопрос: «Почему, зная обо всем этом Президент Владимир Зеленский счел возможным оставить Валерия Михайловича на занимаемой должности?» Что касается гражданского общества в его сегменте, представляющем интересы людей с инвалидностью, то в нынешних условиях оно просто неспособно отреагировать должным образом на сложившуюся ситуацию, поскольку является слабым и неструктурированным.

Возвращаясь к теме финансовой поддержки всеукраинских общественных организаций людей с инвалидностью, мы с грустью констатируем, что всем остальным, за исключением 4-х из них, названных выше, предлагается отстаивать свое право на финансовую поддержку совсем на конкурсных условиях. Условия эти определяются Постановлением № 1049 от 12 октября 2011 года и предполагают выполнение краткосрочных проектов, по завершении чего наступает пауза в финансировании протяженностью от года до бесконечности. То есть, если следовать логике, то львиная доля бюджетных средств достанется четырем организациям, и отнюдь не на условиях конкурса, а оставшиеся 15% будут распределены между теми неудачниками, которым не посчастливилось иметь высокопоставленного покровителя. Если это не узаконенная коррупционная схема, то мы, очевидно, не имеем представления о коррупции.

Хотелось бы также узнать, каким образом  предполагается проведение конкурса. Дело в том, что значительное количество общественных организаций людей с инвалидностью представляет одну из нозологий инвалидности. Кто и с кем будет конкурировать: незрячий с слабослышащим или онкобольному с человеком на инвалидной коляске? Более того, как уже было сказано выше, по завершении работы над краткосрочным проектом деятельность общественной организации по факту придется приостановить до получения следующего проекта, если, конечно,  его удастся получить. На сегодняшний момент ни одна общественная организация не способна выжить исключительно на взносы своих членов, а учитывая то, что люди с инвалидностью в Украине живут за пределом бедности, речь о членских взносах не идет в принципе.

Что же мы получим в итоге? В течении последних лет большая часть общественных организаций, объединяющих людей с инвалидностью, и без того не развивались, поскольку они не имели возможность финансово поддерживать свои структурные единицы в областях Украины. Без наличия таких структурных единиц в большинстве областей Украины, согласно законодательству Украины, организация не может быть всеукраинской. Однако возможность финансировать свои подразделения в областях имели и имеют только 4 упомянутых выше организации, из которых одна является не организацией, а союзом организаций, то есть, по сути, не должна иметь права на государственную финансовую поддержку. Для остальных общественных организаций содержание подразделений в областях, действующих без статуса юридического лица, а значит – не имеющих право и на поддержку из местного бюджета, является роскошью. А это означает, что рано или поздно при отсутствии стабильной финансовой поддержки организация приходит в упадок. И проведение конкурса проектов, в котором зачастую результаты известны еще до его проведения, не решит проблему. Более того, в существующих условия подобная политика неизбежно приведет к тому, что фактически будут уничтожены все организации граждан с инвалидностью, за исключением 4-х, которые финансируются отдельной бюджетной строкой и, несмотря на результаты своей деятельности (или их отсутствие), а также на многочисленные финансовые нарушения, зафиксированные проверками, будут уничтожены. Введение государственной финансовой поддержки всеукраинских общественных организаций людей с инвалидностью на условиях конкурса, в котором одни из них априори находятся в привилегированных условиях, можно квалифицировать лишь как целеустремленный и спланированный акт уничтожения организаций гражданского общества в лице таких организаций. Большинство объединений граждан перестанут существовать, поскольку потеряют возможность осуществлять свою текущую деятельность, а люди, много лет составлявшие их актив и движущую силу, просто потеряют работу.  

Вызывает недоумение еще один факт, связанный с предоставлением бюджетной поддержки общественным организациям людей с инвалидностью и бросающий тень на доброе имя Верховной Рады Украины, Кабинет Министров и Министерство социальной политики Украины. Как известно, бюджет Украины принимался сначала в первой редакции, а потом в целом, с изменениями и дополнениями. Так вот, в первой редакции бюджета отсутствовала отдельная бюджетная строка, фиксирующая финансирование 4-х названных выше организаций. Эта статья расходов предполагала выделение 89 362,4 млн грн с целью предоставления финансовой поддержки всеукраинским общественным организациям людей с инвалидностью. Однако во второй и окончательной редакции бюджета появилась пресловутая отдельная бюджетная строка, зафиксировавшая сумму в размере 76025,9 млн грн для все тех же конкретных организаций. Всем прочим организациям предлагается ограничиться 13 336,5 млн грн, каковые и будут распределены на условиях конкурса. О каком равенстве и о какой недискриминации можно говорить в этом случае? Речь скорее идет о систематической, многолетней (поскольку финансирование отдельной бюджетной строкой появилось не вчера и даже не год назад) коррупции, небезосновательное подозрение в которой падает и на Министерство социальной политики, и на Кабинет Министров Украины, и на Министерство финансов, и на Верховную Раду Украины, по крайней мере – на Комитет по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов.  В целом сложившаяся ситуация есть не что иное, как откровенная, целеустремленная, многолетняя политика по легализации государственной финансовой поддержки одной конкретной организации, что, в свою очередь,  искажает самую суть такой поддержки и дает  возможность превратить ее в поощрение послушных и легко управляемых организаций людей с инвалидностью.  Общественность не может оставаться в стороне от решения этой проблемы и, принимая во внимание то, что финансовый год уже начался, а всеукраинские организации людей с  инвалидностью просто не выживут без финансовой поддержки, выдвигает следующие требования:
1. Рекомендовать Министерству социальной политики Украины упразднить инициативу 

Кабинета Министров Украины и вышеназванного министерства относительно предостав-ления финансовой поддержки всеукраинским общественным организациям людей с инва-лидностью (дальше ВГОИ) на условиях конкурса, предусмотренных Постановлением № 1049 от 12 октября 2011 года, как нецелесообразную и несвоевременную.
2. Отменить изменения, внесенные в Постановление № 183, которые:

– предусматривают финансовую поддержку 4-х организаций отдельной бюджетной строкой;

предусматривают отмену финансовой поддержки других всеукраинских организаций людей с инвалидностью на принципах, определенных этим Постановлением. 3. Обратиться к субъектам законодательной инициативы, Комитету Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов и Министерству социальной политики Украины, с предложением инициировать перед Верховной Радой Украины 

внесение изменений в Закон Украины “О государственном бюджете Украины”, а именно: 3.1. Упразднить финансовую поддержку 4-х ВГОІ отдельной бюджетной строкой; или
3.2. Принять решение относительно финансирования отдельной бюджетной строкой всех ВГОІ, которые в установленном порядке, без нарушений требований, определенных Постановлением № 183 от 14.03.2017 года, подали пакет документов для получения такой  финансовой поддержки.
4. Обратиться к Кабинету Министров Украины и Министерству социальной политики Украины с требованием предоставлять финансовую поддержку всеукраинским общественным организациям людей с инвалидностью на принципах равенства, паритета, недискриминации.

Создать рабочую группу, состоящую из представителей Всеукраинских общественных организаций людей с ивалидностью, Министерства социальной политики Украины, под контролем Комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов с целью  наработки в двухнедельный срок условий, объемов и сумм средств для начала финансирования всеукраинских общественных организаций людей с инвалидностью  в 2020 финансовом году.

5. Приостановить предоставление финансовой поддержки из государственного бюджета 

Украины всеукраинским общественным организациям людей с инвалидностью  до момента разработки и принятия рабочей группой основополагающих принципов и порядка 

предоставления такой финансовой поддержки.
6. Обратиться к Комитету Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов с просьбой нарушить ходатайство перед :
6.1. Верховной Радой Украины относительно внесения соответствующих изменений, разработанных и утвержденных рабочей группой, в действующее законодательство Украины;
6.2. Кабинетом Министров Украины и Министерством социальной политики Украины 

относительно предоставления финансовой поддержки общественным организациям людей с инвалидностью   на равных, недискриминационных, паритетных принципах, в соответствии с нормами, 

определенными отечественными и международными актами, которые обязалась выполнять Украина. В заключение хотелось бы сказать, что «отдельная строка» для избранных должна остаться в прошлом, а финансовая поддержка всех, без исключения, общественных организаций людей с инвалидностью должна осуществляться по принципу равенства, отсутствия дискриминации коррупционной составляющей. Лишь такой подход является залогом успеха и морального здоровья гражданского общества.


Володимир Петровський, голова організації ГО ВГО “Всеукраїнський парламент працездатних інвалідів”

В. Петровський

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *